Методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор. Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с:
- педагогами;
- психологом;
- другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени.
Для решения проблем описанных выше в Российской Федерации существует Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, он определяет принципы государственной политики в области образования. В соответствии с данным федеральным законом организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержит в себе пункты, которые являются основными для социализации детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении (статья 79):
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ:
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов специалистам образовательной организации необходимо, в первую очередь, информировать родителей детей с ОВЗ о возможностях, которые предоставляются при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
Вариант 1 |
ФГОС НОО ОВЗ может быть
организовано по основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. |
Вариант 2 |
обучение по АООП с изменениями в
содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе учебных планов (УП)), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе. |
Вариант 3 |
для образования обучающихся с ОВЗ
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития) |
Вариант 4 |
ФГОС НОО ОВЗ означает
необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития. |
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории. Поэтому помимо образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, необходимо для учителя вести тесный контакт с родителем. В.А. Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».